Термин «дети с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья)» в детских садах появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий, это дети:
- с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие);
- с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие и поздноослепшие);
- с тяжелой речевой патологией (ОНР I, II, III уровень. Дизартрия);
- с нарушениями опорно–двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Инвалид, ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, подтвержденное учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) принимаются в группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Для того, чтобы освидетельствовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) необходимо предоставить следующие документы:
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- выписка из истории развития ребенка (Ф-12) от педиатра, для детей-инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР);
- заключение невропатолога на ребенка до 4 лет, детского психиатра на ребенка старше 4 лет;
- заключение офтальмолога;
- заключение отоларинголога;
- заключение ортопеда (если у ребёнка есть нарушения опорно-двигательного аппарата);
- педагогическое представление (характеристика), рекомендации по воспитанию (если ребёнок посещает детский сад);
- представление педагога-психолога (если есть в учреждении);
- представление учителя-логопеда или учителя-дефектолога (если есть в учреждении);
- работы ребенка по изобразительной деятельности.
C вышеперечисленными документами родителям (законным представителям) вместе с ребенком необходимо обратиться для обследования и определения формы обучения в ГОУ «Психолого-педагогический центр» по адресу: ул. Громовой, д. 44, телефон: 76 99 74. После освидетельствования с выпиской из протокола заседания ПМПК, врачебной комиссии, другими документами (заявление, свидетельство о рождении ребенка, паспорт, документ, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение мест для детей в детских садах) родителям ребёнка необходимо обратиться в Муниципальное автономное учреждение городского округа Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (адрес: ул. Мира, д. 84, тел.: 52-50-02, 52-50-03, 52-50-04, 51-21-21) для регистрации в очереди на получение места в группе компенсирующей или комбинированной направленности. Вопрос о предоставлении места для ребёнка в группе необходимого профиля рассматривается в порядке очереди.