Что такое «логоритмика»?

Страница в разработке!

Что?   Кому?   Зачем?
         
         
Где?   Когда?   Как?
         

 

 

ЧТО?

Ещё в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определённых движений в заданном ритме способны побороть самые различные заболевания. Так появилась сначала общая - лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Логоритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.– это система физических упражнений, активная терапия, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Цель логоритмики. Логоритмика отлично развивает моторику (тонкую и общую), координацию движений, речевое дыхание, тренирует память, внимание.

 

КОМУ?

Кому необходимы занятия логоритмикой?
Логоритмика полезна детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему,
  • с задержкой развития речи,
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений,
  • с нарушениями речевого развития (дизартрия, нарушения произношения отдельных звуков),
  • часто болеющим детям и ослабленным,
  • детям, находящимся в периоде интенсивного формирования речи.

 

 

ЗАЧЕМ?
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
ГДЕ?
Логоритмикой можно и нужно заниматься в группах, находящихся в специализированных учреждениях (медицинский центр, детский сад). Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не сможет в группе уделить столько внимания каждому, сколько при индивидуальном занятии. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам.
КОГДА?
Заниматься логоритмикой можно и в домашних условиях. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает, ребёнок повторяет. Заниматься нужно 1-2 раза в неделю, лучше во второй половине дня. Ребёнку должно быть интересно и весело. Так же использовать логоритмические упражнения можно и в течение всего дня. Собираяь на прогулку, можно проделать пальчиковую гимнастику, на самой же прогулке дети с удовольствием будут дуть на осенние листья, дыханием превратят снежинку в воду, сдуть пух с одуванчика летом тоже весело. Всё это и есть дыхательная гимнастика. Во время логоритмических игр и упражнения можно и нужно использовать картинки, игрушки, всё, что доставляет ребёнку радость.
КАК?
Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость! Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.
Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.