Будем знакомы
Селиванова Юлия Васильевна  

«Говорить правильно помогает музыка»
Использование логоритмических упражнений
в работе с детьми с нарушением речи


 

 Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Рада приветствовать вас на моей персональной страничке.

Я - музыкальный руководитель, педагог. Вот уже более десяти лет я работаю с детьми дошкольного возраста. Чем больше узнаю детей, тем больше убеждаюсь в том, что не бывает непослушных детей, их просто надо полюбить и найти ключик к их особенному сердечку. И даже самого большого шалуна и хулигана стоит лишь обнять и приласкать, он сразу же станет добрым и послушным.
Заинтересовалась коррекционной педагогикой - прошла курсы логопеда, с удовольствием применяю полученные знания в своей работе. В данный момент работаю музыкальным руководителем. Горжусь успехами своих воспитанников, особенно трепетно отношусь к деткам с речевыми нарушениями. В своей работе я использую такую технологию как логоритмика, которая мне как педагогу и музыканту в игровой форме, через пение и движение помогает корректировать нарушение речи детей.
Так получилось, что в моей семье не только я являюсь педагогом. Мои обе бабушки много лет проработали в специализированных образовательных учреждениях. Мой дедушка после ранения в Великой Отечественной Войне был комиссован с военной службы, он много лет отдал педагогической профессии, преподавая в школе основы безопасности и жизнедеятельности. Мои тётя и дядя, и сестра – педагоги. Особенно горжусь тем, что сын мой по стопам моим пошёл и, получив образование по адаптивной физической культуре, он тоже начал свою педагогическую карьеру в школе! Подрастает ещё один сынок, очень ласковый и добрый малыш, надеюсь, он тоже вырастет достойным гражданином нашей замечательной страны.

Воспитывать детей, развивать таланты и продвигать их к успеху – это моё кредо!

элемент дизайна

С  наилучшими пожеланиями,
Ю.В. Селиванова

 

Педагогическая находка

Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы
«Лесные чудеса» 

Подготовил:
Музыкальный руководитель
Селиванова Юлия Васильевна
Ознакомиться .PDF

Тема: «Лесные чудеса».
Цель: выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование эстетического вкуса.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, правильно координировать движения рук и ног, определять характер звучащей музыки, отвечать на вопросы педагога.
• Отрабатывать четкое произношение окончания слов, пропевание звуков, чистое интонирование мелодии; согласованное пение (вместе начинать и оканчивать песню), сочетание слова с музыкой.
• Формировать умение вслушиваться в музыкальные и не музыкальные звуки, умение выполнять движения в соответствии с содержанием текста и характером мелодии пляски, побуждать к проявлению танцевального творчества.
• Развивать эстетический вкус, творческие способности детей.
• Продолжать формировать осознание ритмического строя речи, развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук ребёнка.
Оздоровительные:
Развивать ловкость, быстроту реакции. Укреплять здоровье детей через формирование умения выполнять длительный выдох.
Воспитательные:
Воспитывать умение общаться через песню и танец, формировать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование:
Экран с проектором, музыкальный центр, ноутбук с презентацией (см Приложение1.
Снежинки (из плотной бумаги D=10-15см, прикреплены за нитку к палочке) для каждого ребёнка, музыкальные инструменты (бубен, погремушка, маракас, металлофон, барабан, треугольник), листы бумаги на каждого ребёнка.
Музыкальный репертуар:
- «Утро» из оперы «Ромео и Джульетта» муз. С.С. Прокофьева,
- «Вальс снежинок» муз. П.И.Чайковского,
- «Зимнее утро» муз. П.И.Чайковского,
- Песня-хоровод «Что нам нравится зимой?» сл. Л.Некрасовой, муз. Е.Тиличеевой,
- Русская народная мелодия «Плясовая».
Предварительная работа:
- Разучивание песни-хоровода Е.Тиличеевой «Что нам нравится зимой»
- Беседа о зиме, её особенностях и явлениях.
- Разучивание дыхательного упражнения «Ветерок»
- Разучивание логоритмической попевки с движениями «По дорожке» 

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкальная Пение, слушание, музыкально-танцевальные творческие игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, игра на детских музыкальных инструментах
Двигательная Физминутки,  динамические паузы, подвижные игры.
Игровая Музыкальные игры
Коммуникативная Беседы, составление рассказов, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры.
Восприятие художественной литературы Чтение стихов

Логика образовательной деятельности 

Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемый результат
Организационный момент  
Слайд 1 «Зимний лес»
Здравствуйте, ребята. Ребята, мы с вами по следам шли, шли, и в лес пришли. Посмотрите: какая красота! Какие звуки мы можем услышать в зимнем лесу?
Снег скрипит от шагов, птицы летают, хруст ветки, шум ветра.
Дети идут змейкой по следам под музыку «Утро» С.С.Прокофьева, музыка сменяется звуками природы (скрип снега от шагов, карканье вороны, звук вьюги.) Пройдя на другую сторону зала, дети замечают экран с изображением зимнего леса.
- Здравствуйте!
Выполнение действий в соответствии с инструкцией, мотивационная готовность к образовательной деятельности. 
Основная часть  
Распевка с движениями «По дорожке».
Давайте пройдём дальше и посмотрим, что же нас ждёт в зимнем лесу. Дети шагают по кругу, подпевая слова знакомой попевки. 
Идут, чередуя шаг с высоким подниманием колена на шаги на носках.
По дорожке мы пойдём (ступени 5, 3, 4, 2, 1, 1, 1 – 2р.)
Громко песню запоём, (2 р.)
На носочках мы пойдём (ступени 6, 6, 4, 4, 5, 5, 3, 5, 4, 3, 2, 1, 1, 1)
И тихонько запоём. (2 р.) 
Выполнение движений в соответствии с текстом и звучащей музыкой.
Смена слайда. Слайд 2: «Лесная поляна зимой».
Мы попали на лесную поляну.
Чтобы дальше нам играть,
Загадку надо отгадать.
Что за звёздочки сквозные,
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинки)
Слайд 3: «Снежинка».
Упражнение на развитие дыхания
«Ветерок»
Предлагаю вам снежинки взять и с ними поиграть 
Дети вместе с музыкальным руководителем повторяют слова и дуют, стараясь выдох сделать более длительным.
Дует, дует ветерок, 
Дует на снежинки,
(подули на снежинку)
И танцуют в воздухе
Белые пушинки
(подули на снежинки
Чёткое проговаривание слов, отработка длительного выдоха.
Танцевальная импровизация  «Вальс снежинок» П.И.Чайковского
Ветерок нас подхватил,
И в снежинки превратил.
Покружились, покружились,
И на землю опустились
(дети садятся на стульчики)
Звучит музыка, дети танцуют со снежинками, импровизируя. Выполнение движений, в соответствии с характером звучащей музыки.
Слушание
Ну-ка ушки навострили,
Слушаем внимательно,
Что такое может быть,
Скажите обязательно. 
Сейчас для вас прозвучит пьеса П.И.Чайковского «Зимнее утро»
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро»)
Дети слушают произведение, отвечают на вопросы музыкального руководителя
 - Молодцы ребята, внимательно слушали. Понравилась вам пьеса?
- Очень!
- А как вы представляете себе зимнее утро?
- Морозное. Пахнет свежестью. Снег скрипит под ногами. Метель метёт.
- Менялась ли музыка?
- Менялась, музыка то затихала, то громче играла.
- Какая музыка по настроению?
- Тревожная, взволнованная.
- Давайте с вами ещё раз послушаем пьесу "Зимнее утро". Для этого сядьте удобней и закройте глазки.
(Повторное слушание пьесы «Зимнее утро»)
-Как называется  музыка которую мы слушали?
- Пьеса «Зимнее утро».
- Молодцы! 
Внимательно слушают произведение. Правильно строят предложения, говорят четко, внятно.
Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная? А какая еще бывает зима, вы догадались?
(Веселая, задорная, бодрая, озорная).
Что нам нравится зимой? 
Давайте мы сейчас споем!
Слайд 4: «Зимние забавы»
Отвечают на вопросы педагога, исполняют песню-хоровод, выученную ранее. 
Песня-хоровод «Что нам нравится зимой?» 
(сл. Л. Некрасовой, муз. Е.Тиличеевой)
Четко произносят  окончания слов, пропевают каждый звук мелодии; поют согласованно, сочетают слова и движения с музыкой.  
Упражнение на координацию речи и движения рук «Было весело»
Было весело играть,  (4 хлопка)
Но нам надо продолжать (
поочерёдно ладонями стучат по коленям)
Нужно весело идти, (
сжимают и разжимают кулаки)
И не свернуть с пути. (
руки перед собой, поворачивают ладони вверх-вниз)
Дети проговаривают слова и выполняют движения по показу музыкального руководителя. Соответствие движений рук речи. Говорят чётко, выразительно.
Фонограмма «Скрип снега»
Слайд 5: «Детские музыкальные инструменты»
Что вы слышите? Снег скрипит?
Как вы думаете, каким музыкальным инструментом можно изобразить этот звук? 
Дети отвечают, поочерёдно подходят к столу берут инструменты, пробуют изобразить звук скрипящего снега.  Дети правильно называют знакомые инструменты, выполняют игру на них.

Упражнение «Сделай ком»
А я знаю, как это сделать. Давайте возьмём бумагу, и будем её сжимать (педагог демонстрирует). Похоже на скрип снега? (да) Заметьте, чем ближе к середине, тем тише звук, как-будто шаги удаляются. Что у нас получилось? (снежки)

Дети берут бумагу и сжимают, делая поочерёдное движение правой и левой рукой.  Выполняют резкие сильные движения пальцев рук, сжимая лист бумаги.
Слайд 6: «Снежки»
Давайте с ними поиграем.
Игра «Зимние забавы»
Дети стоят в кругу, в руках комочки из бумаги.
Мы с тобой снежки лепил, (держа комок в руках, лепят)
А потом снежки катили, (катят его в круг)
А потом совсем устали
И домой мы побежали.
(оставляют комочки в кругу,под РНМ «Плясовая» бегут по кругу)
Чётко проговаривают слова, двигаются в соответствие с текстом, по окончании слов встают в круг и двигаются по кругу под музыку.
Заключительная часть  
Подведение итогов занятия.
- Что вам понравилось на занятии? Я буду передавать свой снежный комок по кругу, каждый из вас расскажет о том, что ему сегодня понравилось? 
Дети стоят в кругу. (звучит музыка «Утро» С.С. Прокофьева) они передают друг другу снежный комок и делятся впечатлениями. Эмоциональный отклик, желание передать словами свои впечатление, говорят чётко, полным предложением.

 Ход занятия

1. Дети идут змейкой по следам под музыку «Утро» С.С.Прокофьева, музыка сменяется звуками природы (скрип снега от шагов, карканье вороны, звук вьюги.) Пройдя на другую сторону зала, дети замечают экран с изображением зимнего леса. На экране появляется картинка Слайд 1: «Зимний лес»
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Ребята, мы с вами по следам шли, шли, и в лес пришли. Посмотрите: какая красота! Какие звуки мы можем услышать в зимнем лесу?
Снег скрипит от шагов, птицы летают, хрустят ветки, шумит ветер. Давайте продолжим путь. Давайте пройдём дальше и посмотрим, что же нас ждёт в зимнем лесу. Дети шагают по кругу, подпевая слова знакомой попевки.

2. Распевка с движениями «По дорожке»: Идут, чередуя шаг с высоким подниманием колена на шаги на носках.
По дорожке мы пойдём
Громко песню запоём,
На носочках мы пойдём
И тихонько запоём.
Смена слайда . Слайд 2: «Лесная поляна зимой».
Педагог: Мы попали на лесную поляну.
Чтобы дальше нам играть,
Загадку надо отгадать.
Что за звёздочки сквозные,
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
Слайд 3: «Снежинки».

3. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Педагог: Предлагаю вам снежинки взять и с ними поиграть
Дети вместе с музыкальным руководителем повторяют слова и дуют, стараясь выдох сделать более длительным:
Дует, дует ветерок,
Дует на снежинки, (подули на снежинку)
И танцуют в воздухе
Белые пушинки (подули на снежинки)

4. Танцевальная импровизация «Вальс снежинок» П.И.Чайковского
Педагог: Ветерок нас подхватил,
И в снежинки превратил.
Покружились, покружились,
И на землю опустились (дети садятся на стульчики)

5. Слушание
Педагог: Ну-ка ушки навострили,
Слушаем внимательно,
Что такое может быть,
Скажите обязательно.
Сейчас для вас прозвучит пьеса П.И.Чайковского «Зимнее утро»
Звучит музыка, дети слушают.
Педагог: Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная? А какая еще бывает зима, вы догадались? (Веселая, задорная, бодрая, озорная).
Что нам нравится зимой?
Давайте мы сейчас споем!

6. Песня-хоровод «Что нам нравится зимой?» (сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой)
Слайд 4 «Зимние забавы»
Дети исполняют песню-хоровод, выученную ранее.

7. Упражнение на координацию речи и движения рук «Было весело»
Дети проговаривают слова и выполняют движения по показу музыкального руководителя.
Было весело играть, (4 хлопка)
Но нам надо продолжать (поочерёдно ладонями стучат по коленям)
Нужно весело идти, (сжимают и разжимают кулаки)
И не свернуть с пути. (руки перед собой, поворачивают ладони вверх-вниз)
Фонограмма «Скрип снега» Слайд 5 «Детские музыкальные инструменты»
Педагог: Что вы слышите? Снег скрипит? Как вы думаете, каким музыкальным инструментом можно изобразить этот звук?
Дети отвечают, поочерёдно подходят к столу берут инструменты, пробуют изобразить звук скрипящего снега.

8. Упражнение «Сделай ком»
Педагог: А я знаю, как это сделать. Давайте возьмём бумагу, и будем её сжимать (педагог демонстрирует). Похоже на скрип снега? (да) Заметьте, чем ближе к середине, тем тише звук, как-будто шаги удаляются. Что у нас получилось? (снежки)
Дети берут бумагу и сжимают, делая поочерёдное движение правой и левой рукой.

9. Игра «Зимние забавы» Слайд 6 «Снежки»
Педагог: Давайте с ними поиграем.
Дети стоят в кругу, в руках комочки из бумаги.
Мы с тобой снежки лепил, (держа комок в руках, лепят)
А потом снежки катили, (катят его в круг)
А потом совсем устали
И домой мы побежали. (оставляют комочки в кругу, под РНМ «Плясовая» бегут по кругу)

10. Подведение итогов занятия.
- Что вам понравилось на занятии? Я буду передавать свой снежный комок по кругу, каждый из вас расскажет о том, что ему сегодня понравилось?

Приложение 1

         
Слайд 1 «Зимний лес»    Слайд 2 «Лесная поляна зимой»    Слайд 3 «Снежинки»  
         
     
Слайд 4 «Зимние забавы»     Слайд 5 «Музыкальные инструменты»    Слайд 6 «Снежки» 
 

Логоритмические распевки для детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет

Логоритмические распевки для детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет

Внимательно читайте карточки-картинки, слушайте или скачивайте музыкальные файлы. Играйте вместе с ребенком.

Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Логоритмические распевки для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Логоритмические распевки для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Внимательно читайте карточки-картинки, слушайте или скачивайте музыкальные файлы. Играйте вместе с ребенком.

Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Логоритмические распевки для детей в возрасте от 4 до 5 лет

Логоритмические распевки для детей в возрасте от 4 до 5 лет

Внимательно читайте карточки-картинки, слушайте или скачивайте музыкальные файлы. Играйте вместе с ребенком.

Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Распевка
(Скачать .mp3)
Прослушать 


Что такое «логоритмика»?

Страница в разработке!

Что?   Кому?   Зачем?
         
         
Где?   Когда?   Как?
         

 

 

ЧТО?

Ещё в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определённых движений в заданном ритме способны побороть самые различные заболевания. Так появилась сначала общая - лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Логоритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.– это система физических упражнений, активная терапия, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Цель логоритмики. Логоритмика отлично развивает моторику (тонкую и общую), координацию движений, речевое дыхание, тренирует память, внимание.

 

КОМУ?

Кому необходимы занятия логоритмикой?
Логоритмика полезна детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему,
  • с задержкой развития речи,
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений,
  • с нарушениями речевого развития (дизартрия, нарушения произношения отдельных звуков),
  • часто болеющим детям и ослабленным,
  • детям, находящимся в периоде интенсивного формирования речи.

 

 

ЗАЧЕМ?
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
ГДЕ?
Логоритмикой можно и нужно заниматься в группах, находящихся в специализированных учреждениях (медицинский центр, детский сад). Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не сможет в группе уделить столько внимания каждому, сколько при индивидуальном занятии. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам.
КОГДА?
Заниматься логоритмикой можно и в домашних условиях. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает, ребёнок повторяет. Заниматься нужно 1-2 раза в неделю, лучше во второй половине дня. Ребёнку должно быть интересно и весело. Так же использовать логоритмические упражнения можно и в течение всего дня. Собираяь на прогулку, можно проделать пальчиковую гимнастику, на самой же прогулке дети с удовольствием будут дуть на осенние листья, дыханием превратят снежинку в воду, сдуть пух с одуванчика летом тоже весело. Всё это и есть дыхательная гимнастика. Во время логоритмических игр и упражнения можно и нужно использовать картинки, игрушки, всё, что доставляет ребёнку радость.
КАК?
Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость! Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.
Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

 

Визитная карточка