Уважаемые взрослые, дорогие  ребята! С 15.04.2024 по 24.04.2024 в г.о. Тольятти проходит городская акция «Неделя семейного чтения». Присоединяйтесь!

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?

На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это?

Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека.Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции.Не случайно музыка используется и в медицине, и в спорте.
Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что,постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств.

А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения!Занятия музыкой– это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи.Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

Сам собой напрашивается вывод:музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому!


 

Вопрос: Нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка? Какую музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

  1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
  2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
  3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
  4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
  5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
  6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
  7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
  8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
  9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
  10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Вопрос: «Отдать» ребенка в музыкальную школу или нет?

Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей, и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.


 

Вопрос: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?

Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.
О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод:само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности.Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди.В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.


 

Вопрос: Есть ли у ребенка музыкальный слух?

Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у взрослого, и, в ряде случаев, наличие фортепиано. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.


 

Вопрос: Как подготовить праздник ребёнку дома?

Организация праздника – очень ответственный и сложный процесс. Лучше доверить это дело профессионалам. Но! Если же родители хотят сделать это самостоятельно, вот несколько советов:

  1. Обязательно создайте дома атмосферу праздничного настроения, украсить комнату можно шарами, детскими рисунками, вырезками и плакатами и даже сладостями (можно сделать гирлянды из конфет).
  2. Обязательно продумайте тематику детской вечеринки. Здесь необходимо учитывать возраст и интересы детей – участников мероприятия, обязательно не забудьте о количестве детей. Так для малышек лет 2-3 лучше брать из любимых мультиков, для деток постарше можно придумать много интересного: пираты, шпионы, стиляги, морское путешествие, супергерои и т.д.
  3. Игры и конкурсы для детей продумывайте так, чтобы детям было не только весело во время конкурса, результат участия тоже должен радовать – ребёнок должен понимать, что данная игра посильна ему. Не забудьте о том, что все гости праздника должны быть задействованы, чтобы никто не был обделён. Предложить и для взрослых конкурс – малыши рады «поболеть» за родителей, так они учатся сопереживать, поддерживать, радоваться чьим то успехам.
  4. Меню. Обязательно поинтересуйтесь у приглашённых заранее: нет ли у кого аллергии на те или иные продукты, какие у детей предпочтения в еде. Помните, что блюда праздничного стола не просто его украшают – это еда для детей,продукты должны быть свежими и полезными. Напитков – достаточное количество, дети после игр всегда хотят пить.
  5. Для поощрения подготовьте деткам маленькие сюрпризы, это мотивирует их на участи в играх и конкурсах. Это могут быть закладки, наклейки, игрушки из киндер-сюрпризов, карандаши, ручки, линейки и т.д.
  6. Время. Не стоит проводить праздник поздно вечером, ведь не все дети могут до позднего времени быть активными, да и на сон это повлияет не благотворно. Лучше проводить праздник в первой половине дня или же в период с 15:00 до 19:00. Затягивать вечеринку не стоит, дети могут быть активны всего пару часов (речь о дошкольниках), обязательно меняйте игры детей с активных на малоподвижные.
  7. И напоследок: главное правило! Детский праздник проводится в первую очередь для ребёнка и его друзей, не стоит им сидеть со взрослыми за одним столом (вы понимаете о чём я). Встречу с родными устройте в другое время, если же нет такой возможности, детский стол лучше организовать в отдельной комнате.

Желаю хорошего настроения и ярких праздников!

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»